top of page
Writer's picturePeritum Media

О состоянии вооруженных сил России


Илона Витте

Рига / 4 января, 2022



Внимательно и с интересом прочитав статью г-на Цвирки, нашла её интересной и познавательной. Однако при всем уважении к автору рискну высказать свое частное мнение: не всё так просто и однозначно, как он пишет. Не говоря о том, что не стоит недооценивать потенциального противника.


Начнём с того, что автор статьи по всей вероятности пользуется заметно устаревшими данными, и то, что было верным для 2015 года, на начало 2022 уже заметно потеряло свою актуальность. По биологическому оружию я не хотела бы полезть в спор, потому что в этом совершенно не разбираюсь, а следовательно ценность любого моего мнения о нем равна нулю. Теперь о том, в чём я либо разбираюсь, либо видела своими глазами.


1. О вооружённых силах. Автор пишет про то, что в России военнослужащие служат срочную службу, и это является разлагающим фактором. Срок службы, как заметил автор, – 1 год для сухопутных и 2 года для моряков. Да, есть такое явление, как срочная служба, но на 2022 срочники уже не являются основой вооружённых сил РФ, поскольку сейчас на 900 тысяч личного состава ВС РФ 400 тысяч составляют именно контрактники. То есть по факту срочники за год определяются для себя, нужно ли им это всё и по демобилизации очень многие остаются служить по контракту. Почему? Потому что по демобилизации они будут вынужденно искать себя, то есть заканчивать учёбу, потом искать место, где будут работать, причём, при отсутствии хороших связей у родителей, будут самостоятельно пробивать себе место в жизни. Армия в этом плане представляет собой гораздо более определённую перспективу. Хорошее обеспечение, когда практически все бытовые проблемы за тебя решает государство (одежда, еда, жильё), достаточно серьёзный уровень дохода (на уровне среднего дохода большинства граждан России), и всё это – в том самом возрасте, когда молодой человек ещё по факту ничего не умеет, им не наработан опыт, связи и т.д. Мало того – при поступлении в ВУЗ для военнослужащих идут ощутимые льготы. Поэтому сейчас для того, чтобы пойти служить по контракту, кандидат должен ещё и пройти не слабый конкурс. А если учесть экономическую ситуацию в стране, то по факту «откашивать» от армии стараются только жители Москвы, СПб и те, у кого родители готовы стать трамплином для молодого человека. В остальных случаях армия – это предсказуемое будущее с гарантированным уровнем дохода, обеспеченностью казенным жильём на службе, льготами при поступлении в ВУЗ и сертификатом на приобретение жилья по окончанию контракта. Опять же – для обычного гражданина пенсионный возраст наступает с 65 лет, а для военнослужащих зачастую даже с 42-45 лет. Та же картина и с военными ВУЗами. Если раньше туда шли те, кто больше ни на что не пригоден, то сейчас категория абитуриентов «хоть куда, главное, чтобы диплом получить по окончании» – это те, кто сейчас поступают на «менеджеров широкого профиля» и экономистов на коммерческой основе. С соответствующей ценой такого образования (выпускников с такими дипломами очень много за прилавками на мелкооптовых рынках, и совсем нет, например, среди хозяева торговых точек). Что же до выпускников военных ВУЗов, то опять-таки конкурс сегодня – десятка полтора человек на место.


2. Промышленность. Если ещё в 2014-2015 году было всё именно так, как написано автором, то сейчас (ну, по крайней мере по Западносибирским, Восточносибирским, Дальневосточным предприятиям оборонного машиностроения) – последние годы всё переоснащается «ударными темпами». Людям сделали зарплату достойную. Настолько достойную, что она во многом обгоняет зарплату в нефтегазовой отрасли, а потому люди туда потянулись, причём и на рабочие должности тоже. Стоит согласиться, что одно дело крутить баранку таксистом или тележки у супермаркета собирать, и совсем другое – работать оператором программного металлорежущего станка. Станочный парк – да, это у них проблема, но с большинством задач вполне справляется Китай, а там, где Китай «не тянет» – по старой схеме работают с другими странами, которые за большие деньги готовы забыть про существование санкций и про всё вообще (не думаю, что для кого-то сделаю открытие в этом).


3. Инфраструктура. Сразу видно, что человек давно не был в России. Дорожного строительства в таких масштабах я не видела вообще нигде и никогда в жизни. Особенно благоприятное впечатление производят федеральные трассы – они уж совершенно точно лучше, чем у некоторых ближайших соседей России. Я сейчас абсолютно серьёзно. Да, до китайских масштабов далековато, но строить дороги как будто научились.


Теперь – о плохом. Как известно, в мире всё стоит денег. Ничего не делается бесплатно. И, если видишь где-то бесплатный сыр – не удивляйся наличию мышеловки. Поэтому возникает резонный вопрос: за чей счёт банкет? Ну, во-первых, – нефтегазовая рента. По моим скромным подсчётам, если принимать во внимание не только прямые поступления в бюджет, но и те, которые на 100% обеспечиваются нефтью и газом, то это выйдет примерно 70% доходной части российского бюджета. И это – как наркотическая игла, с которой невозможно спрыгнуть. Именно поэтому Россия может себе позволить содержать вооружённые силы в 900 тысяч военнослужащих, чуть меньше половины из которых служат по контракту. Именно поэтому Россия содержит армию силовиков, которая показывает, что власть своих граждан боится больше, чем врагов извне (суммарная численность полиции и Росгвардии – 1,1 миллиона вооружённых людей). То есть вот два миллиона ничего не делают кроме того, что носят оружие. Именно поэтому налогов и акцизов в цене на бензин - 75% по самым скромным подсчётам. Кроме того, у РФ имеется армия молодых и очень даже трудоспособных пенсионеров – бывших работников разного рода вооружённых структур. Армия чиновников, которые по факту тоже – непроизводительные расходы, причём совсем не бедных, то есть даже официально не бедных.


Теперь – об очень грубой ошибке автора. Он написал, что коррупция в России неконтролируемая. Коррупция там очень даже контролируемая. Это – основа российской экономики. Без коррупции российская государственная машина работать не будет. Перспективному кандидату дают возможность слегка почувствовать вкус коррупционных денег, и он, не подозревая ничего, берёт. И вот тут – всё! Мышеловка сработала! Дальше этот кандидат – уже конкретно на крючке. И тому прямой пример – Навальный. Как бы то ни было, но срок он получил именно за то, что он реально во время работы в администрации создал фирму, которая в обход закона, пользуясь властной поддержкой, скупала лес по низким ценам, чтобы продавать его затем уже по ценам вполне рыночным. То есть дело Навального конечно явно политическое, но если бы он не пошел против власти - про эти вещи бы ему никто ничего не сказал.


Таким образом создаётся абсолютная управляемость этой системой. Каждый, кто находится на должности, позволяющей принимать какие-либо решения, совершенно точно знает, что на него обязательно найдётся статья, которая никак не будет связана с политикой. И будет этот человек делать то, что ему прикажут. Либо просто сядет за решетку. По совершенно конкретной статье. По «уголовке». И ничего не надо будет для него придумывать. И вроде бы что такого-то? Ну, создали систему, которая безотказно управляема, и?…


Вопрос в том, что любая система, построенная на коррупционной основе, изначально экономически неэффективна, потому что неконкурентоспособна. Просто за одну и ту же единицу любой продукции в составе цены будет заложена коррупционная часть.


Ну то есть два одинаковых товара с одинаковыми расходами – но в одном из них в цене сидит коррупционная составляющая. Такой товар будет либо дороже, либо на величину этой коррупционной составляющей будет более низкого качества. По-другому не бывает. Такая система в состоянии долго существовать только в случае, если выпускаемый товар имеет спекулятивную цену, обеспечиваемую повышенным спросом на него. Нефтегазовая отрасль – это и есть тот самый источник возможности длительного существования российской модели экономики. В нефтегазовой отрасли маржа настолько высока, что позволяет безубыточное существование такой модели.


Теперь вернусь к производству. Да, российская промышленность не в состоянии производить многие высокотехнологичные компоненты. То есть полный цикл производства вооружений недостижим для современной российской промышленности, и это есть факт. Но есть Китай. Китай на нынешний момент времени очень даже технологически продвинут по сравнению к другим государствам. Я даже больше скажу – он их во многом опережает, а некоторыми технологиями даже обладает эксклюзивно. В частности, аккумуляторные элементы – это место лидерства Китая. Да, владеют всем этим производством западные фирмы. Но собственное китайское производство вполне уже на уровне. И на заводах этих западных фирм работают китайские специалисты. И ничего не помешает любому из них перейти в нужный момент на китайские предприятия соответствующей специфики. Плюс, они занимаются совершенно оголтелым хедхантерством по высокотехнологичным отраслям. Плюс, за последнее десятилетие они просто на корню скупили множество государств сырьевого сектора в Африке и Латинской Америке. Плюс, без лишней помпы (Эу, Кремль! Как там с покупкой Опеля?) они «в тихушку» скупили Вольво, МГ и другие интересные предприятия. А по НиОКР Китаю давно уже нет равных в мире. И денег на это они не жалеют. Плюс, сейчас они ожесточённо рвутся развивать фундаментальные науки. Не надо быть Вангой, чтобы предсказать, что через десяток-другой лет они могут и в этом стать мировым лидером.

Итак, подвожу итог. Мы сейчас присутствуем при смене мирового лидера. И этим лидером будет не Россия. А то, что сейчас происходит с нынешним мировым лидером, очень сильно напоминает развал Византийской Империи накануне захвата её турками. Вы спросите: А где же тут Россия? Ну, в самом лучшем случае ей уготована роль Канады при США. Это в самом лучшем случае! Китай понял одну важную истину современности. Для того, чтобы захватывать всё, что нравится, войны не нужны. Войны – это невыгодно. Результат войн – это пустая, загаженная территория, малоподходящая для жизни и остатки голодного и озлобленного местного населения, с которым надо что-то делать. Проще всё это купить, и даже правительство менять не надо. Пусть они у себя тешатся своими игрушками с флагами, границами, языками… Главное чтобы, они работали при этом на метрополию и не бунтовали. Вот примерно так я вижу, и пока что жизнь, кажется, только подтверждает мои мысли.


А теперь – пара слов о возможностях бактериологической войны с Россией.


Повторюсь: в биологическом оружии я совершенно не разбираюсь и писать о нем не буду. Пара слов – немного о другом. Автор пишет, что Россия моделирует будущую войну как бактериологическую. Хотелось бы напомнить из своих познаний в области биологии, ну и исходя из обычного здравого смысла, что прекратилась гонка вооружений в военно-биологической сфере не потому, что возобладало здравомыслие, не из гуманитарных соображений, а потому, что биологическая война – процесс априори слабоуправляемый, если не сказать что вообще неуправляемый, и это – его неискоренимое качество.


То есть, начиная подобную войну, никогда нельзя гарантированно сказать, что самого тебя не убьёт тем, что ты запустил. Да и вообще даже если остался после всего только ты один – тоже радость небольшая. Один на целой планете... Именно этим было обусловлено прекращение разработок в этой области, а вовсе не заботой о человечестве. Потому что такую логику понимает даже самый «упоротый» маньяк. Никто не даст стопроцентной гарантии, что, однажды запустив биологическое оружие, не получишь в результате планету совсем без жизни, или как минимум без вида хомо сапиенс. Поэтому говорить про то, что там некие лаборатории разрабатывают боевые микроорганизмы для нападения на Запад, похоже на то, как обсуждать падение на землю астероида. Опасно! Есть возможность погибнуть всем и сразу! Но все-таки весьма маловероятно.


Даже про астероид – более вероятно: он летит куда-то, и не осознаёт, куда летит, в то время как некий лидер некого государства, отдавая приказ о применении биологического оружия, не может не отдавать себе отчёт в том, что это, очень возможно, будет и лично его конец тоже.


А переходя к более общим вопросам, повторю, как я уже не раз писала: Россия, кажется, в очередной раз показывает, что её руководство в своих идеях безнадёжно застряло в прошлом – примерно в состоянии лет 200 назад, когда территориальные вопросы допустимо было решать оккупацией. То есть - пришёл куда-то с армией, захватил территорию, и все окружающие страны тут же сказали: Ну, ОК, теперь это – территория твоей страны… Уже в начале 20 века этот способ решения территориальных вопросов вызывал сомнения в своей легитимности, а после Второй мировой войны и вовсе полностью утратил легитимность. Где у нас примеры легитимизации оккупированных территорий после Второй мировой войны? Ну так, чтобы вот некое государство начало воевать с другим государством, оккупировало его территорию (или часть территории) и после этого все сказали «Ну, ОК, теперь это – ваше»? Нет такого. На моей памяти за время с окончания в мировой войны таких случаев нет. Попытки были, и этих попыток – пальцев на одной руке хватит пересчитать. Итак:


1. Захват Аргентиной Фолклендских островов. Чем закончилось? Помнят все.


2. Захват Ираком Кувейта. Чем это закончилось? Помнят все.


3. Захват Израилем Голанских высот. И, несмотря на то, что Израиль для США, как они сами говорят, «непотопляемый авианосец США», легитимизировать Голанские высоты как территорию Израиля они не хотят. Потому что случись такое – это будет серьезный прецедент, которым слишком многие поспешат воспользоваться для легитимизации такого способа решения территориальных вопросов.


4. Крым. Прошло 7 лет, провели «референдум», при захвате никто не погиб, но ни одного отделения крупных российских банков там до сих пор нет. И не будет. Ни одной действительно крупной финансовой группы там не представлено. И, если такая группа появится, она тут же перестанет существовать для международной финансовой системы.


Всё. Других примеров нет. Можете меня поправить, если сумеете. Марионеточные автономии создают, они формально остаются независимыми, хотя по факту полностью зависят от конкретного государства (Северный Кипр, Косово, Абхазия, Южная Осетия и т.д.), но формальности соблюдены, и претензий к конкретной стране формально нет.


А вот Крым – это, с какой стороны ни посмотреть, – оккупированная часть территории Украины. При подписанном законным представителем страны (Ельциным) Будапештском меморандуме… То есть успокоительные пилюли, регулярно скармливаемые российской пропагандой российскому же электорату – только для внутреннего употребления.


Тогда теперь вопрос – для чего всё это было сделано? Объяснения про то, что Путин - такой дурак, что поступает по велению «своей левой пятки» – не принимаются, потому что в КГБ те, кто идут на поводу эмоций – просто не попадали. И если убрать этот вариант, то сразу вспоминается, что в Крыму есть Севастополь. А в Севастополе есть Севастопольская бухта, в которой базируется Черноморский флот России. И ни в каком другом месте он базироваться на Чёрном море не может – ну не подходят остальные порты! не разместишь там ЧФ!…


Так вышло… И ведь можно было бы во время смены власти не выходить из правового поля, то есть просто блокировать всё в пределах арендованной территории – и никаких претензий бы не было, но перевесило мнение военных, которые решили, что гораздо проще отсечь весь Крым от Украины по перешеек.


Результат? «Крымнаш» со всеми вытекающими последствиями. И ладно бы испортились полностью все и так непростые отношения с Западом! Ладно бы окончательно всерьёз и надолго встали в конфронтацию с Украиной! (Тут надо отметить, что если до Крыма конфронтация в основном была только с немногочисленными «украинскими националистами», то после Крыма конфронтация стала в украинском обществе мейнстримом, причём с наглядным доказательством коварства «москалей»). К тому же ещё и остальные соседи стали смотреть в сторону Москвы с серьёзным подозрением, а ну как в Кремле захотят защищать русскоязычных ещё в какой из соседних стран? В разговорах с казахстанцами - самые что ни есть русские сами говорят, что если бы вдруг Путин решил позащищать русскоязычных в Павлодаре и в Петропавловске - они бы сами сразу же начали территориальные батальоны создавать для защиты Казахстана.


Это и есть самое гнилое следствие путинской «защиты русскоязычных». А всего-то надо было – просто сделать всё по договорённостям, нравились они или нет…

247 views0 comments

Recent Posts

See All

Коментарі


bottom of page