Canada / Jan. 22, 2024
В период с 1998-го по 2003-й год я читал в одном известном канадском университете курс лекций по политической истории Китая. Одна из лекций была посвящена китайской гражданской войне 1927-1950 годов. В середине этой лекции я провел эксперимент, показав студентам две группы фотографий солдат и офицеров двух воюющих китайских армий. На фотографиях первой группы были улыбающиеся, добродушные физиономии солдат Гоминьдана (антикоммунистов), а также подтянутые, в идеально подогнанных элегантных мундирах офицеры-гоминьдановцы, чьи лица были отмечены благородством и достоинством. На фотографиях второй группы взору моих канадских студентов предстали солдаты-коммунисты, а также их командиры и комиссары – в массе своей неопрятные люди в мешковатой, грязной форме, на лицах которых явственно читались такие пороки, как злоба, жадность, вероломство и властолюбие.
За год до того, как я продемонстрировал эти фотографии молодым канадским студентам, я показывал их канадским пенсионерам, которым в свое время также читал лекции на общественных началах – так вот старички и старушки сразу же отмечали физиономический контраст. А молодые студенты никакой разницы, увы, не видели. К моему немалому удивлению. Вероятнее всего это было связано с тем, что еще в школе им внушали мантру о том, что все лица одинаково прекрасны...
Дело было, конечно, давно, и я даже успел подзабыть ту ситуацию с фотографиями, но на днях мне ее напомнил мой друг Пол Х. Пол родился и вырос в интеллигентной канадской англосаксонской семье: его отец был известным в городе врачом. Правда, дед Пола по отцу работал исполнителем смертных приговоров или по-простому – палачом. Тогда в Канаде еще вешали за определенные преступления, и дедушка Пола мастерски и высокопрофессионально отправлял осужденных в мир иной (по нашим временам, когда в моду все больше входит эвтаназия, его профессию тоже можно с натяжкой считать медицинской), а бабушка была известна тем, что готовила обреченным вкусный последний ужин. Но... я кажется ушел куда-то не туда...
Посему вернемся к Полу. Сам Пол начал свою жизнь мажором-оболтусом, да и сейчас не думает о завтрашнем дне, довольствуясь днем сегодняшним, к которому тоже особых запросов не имеет. Ну а для того, чтобы поддержать штаны и оплатить текущие счета, он работает шофером такси.
Так вот, когда мы давеча с Полом в очередной раз встретились для распития вина и обмена новостями и впечатлениями, он поведал мне следующую историю.
Как-то в таксомотор Пола сели два правительственных чиновника, которые во время достаточно долгой поездки возжелали «опуститься до простого народа» и развлечь себя беседой с таксистом о всякой ерунде. В ходе беседы один из них неожиданно спросил Пола: «Извините, а вы из какой области Индии будете?» Пол в шоке обернулся к пассажиру и после короткой паузы осведомился: «Я что, похож на индуса?»
А я тем временем должен доложить вам, что Пол не только говорит по-английски без малейшего акцента (в отличие от большинства индусов), но также обладает почти скандинавской внешностью: высокий блондин с голубыми глазами и светлой бородой, носящий очки в дорогой титановой оправе.
«Нет, на индуса вы и вправду не очень похожи,» - ответил чиновник, слегка поколебавшись, но тут же добавил: «Однако поскольку большинство таксистов в нашем городе являются выходцами из Индии (а это и в самом деле так и есть), то я и решил, что вы, наверное, тоже...»
То есть «логика» выходит такая: если большинство таксистов у нас – индусы, то значит и сидящий за баранкой светловолосый англосакс – тоже индус? Прекрасная логика!
Так вот я думаю: то ли они действительно разучились верить своим глазам, то ли их глаза теперь видят не то, что есть на самом деле? А вы как думаете?
21.01.2024
Comentarios